Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
economist-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Кадровые решения»

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?




RSS

Профстандарты

Рубрика: Кадровое делопроизводство
Ответов: 46

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Nimphelos
Статус неизвестенNimphelos
[e-mail скрыт]
Москва
Написал 4368 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 223 −
#46[469490] 28 апреля 2016, 15:32
Юлия писал(а):


Nimphelos, приведите, пожалуйста, разъяснения Роструда, а то у меня с этой охраной труда тоже проблемы - до сих пор "Инженер по ОТ"
Цитата:

Работаю в ГКУ инженером по технике безопасности с 2011 года. В штате 94 человек - 8 водителей, 2 тракториста, 65 уборщиков территории. Встал вопрос о том, что моей должности нет в справочнике по профессиям. Что делать? Как переименовываться? Начальник считает, что её и не должно быть, т.к. у нас нет производства. Что делать?

Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. В остальных случаях работодатель вправе самостоятельно определять наименования должностей в штатном расписании.
По должности "специалист по охране труда", которая предполагает выполнение функций по обеспечению соблюдения требований охраны труда, осуществлению контроля за их выполнение, специальных гарантий и льгот не предусмотрено. Поэтому в настоящее время Вы можете не предпринимать действий, направленных на изменение штатного расписания и трудового договора в части наименования должности.
При этом, учитывая, что работа по должности в соответствии со штатным расписанием является трудовой функций работника, изменение наименования должности (с "инженер по технике безопасности" на "специалист по охране труда") осуществляется по соглашению между работником и работодателем.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.
Цитата:

В связи с изменением с 01.07.2013 в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) названия должности "Инженер по охране труда" на "Специалист по охране труда" обязано ли предприятие переименовывать у себя эту должность? Правомерно ли требование организации, проводящей специальную оценку труда - "привести в соответствие с ЕКС название указанной должности?

Работодатель не обязан изменять наименование должности, поскольку с должностью специалиста по охране труда не связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Требование организации, проводящей СОУТ, вероятно основано на том, что должность специалиста по охране труда указана в ТК РФ (в частности, в ст. 217 ТК РФ). При этом полагаем, что требование о переименовании должности не обязательно к исполнению.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Цитата:

Институт дополнительного профессионального образования оказывает образовательные услуги по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области охраны труда. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 559н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", в котором прописаны квалификационные требования к руководителям и специалистам служб охраны труда, данная категория работников должна иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям), либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда. Но в этом же Приказе (п. 5) - говорится и о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. В Постановлении Минтруда РФ от 08.02.2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" (с изменениями и дополнениями согласно приказу Минтруда РФ от 12.02.2014 г. N 96), п. 17 "На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда)". Нужно ли руководителям и специалистам служб охраны труда на промышленных предприятиях и организациях проходить профессиональную переподготовку по охране труда, если у данной категории нет специального профессионального образования по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям). Какой из документов является основным и чьи рекомендации (Минздравсоцразвития России или Минтруда РФ) для нас будут являться основополагающими в решении данного вопроса?

1. Необходимость подготовки (переподготовки) работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Квалификационные характеристики по должности "специалист по охране труда", указанные в приказе Минздравсоцразвития от 17.05.12 N 559н, могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
2. Квалификационные требования к должности должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Поскольку с должностью "специалист по охране труда" не связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то квалификационный справочник в отношении квалификационных требований к указанной должности носит рекомендательный характер.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14 содержит указанные рекомендации, в том числе в отношении квалификационных требований по должности специалиста по охране труда.
С учетом изложенного, полагаем, что работодатель вправе руководствоваться обоими нормативными актами, но, по сути, они носят рекомендательный характер.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
На основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 ТК РФ).
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (п. 17 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14).
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н) установлены следующие требования к квалификации по должности "Специалист по охране труда":
Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
В соответствии с п. 1, 4, 5, 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В соответствии с п. 2 раздела 1 приказа Минздравсоцразвития от 17.05.12 N 559н квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Согласно п. 5 раздела 1 приказа Минздравсоцразвития от 17.05.12 N 559н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Цитата:

Со мной был заключен трудовой договор при приеме на работу в качестве инженера по охране труда до 01.07.2013 г. В связи с вступлением в законную силу приказа Минздравсоцразвития РФ N 559н обязан ли работодатель изменить формулировку в трудовом договоре на специалиста по охране труда? Каким документом при этом руководствоваться? Каким образом может повлиять формулировка инженер по охране труда в трудовой книжке при выходе на пенсию, если с 01.07.2013 г. квалификация инженера по охране труда отменена?

Работодатель не обязан изменять наименование должности в связи с утверждением квалификационных характеристик должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда. Это следует из ст. 57 ТК РФ. Поскольку должность специалиста по охране труда не поименована в списках должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, наименование должности инженера по охране труда никак не повлияет при назначении пенсии по старости по достижении Вами пенсионного возраста.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательным условием для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Тося
Статус неизвестенТося
[e-mail скрыт]
Россия, Центрально-Черноземный район
Написал 1643 сообщения
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 58 −
#47[469514] 3 мая 2016, 23:46
Вот и я инженера по ОТ переименовала в специалиста по ОТ, а кто знает код профессии какой теперь у него? Или код инженера проставлять? Нигде не нашла. *DONT_KNOW*
« Первая ← Пред.1 2 3 4 След. → Последняя (4) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.



© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.