Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
economist-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Кадровые решения»

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?





Вы можете выбрать другой город для информера

Молоко «за вредность»: обновленные правила выдачи

Статья была опубликована в журнале «Кадровые решения» № 9 (63) сентябрь 2010.

СНАЧАЛА РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПОТОМ ИЗМЕНЕНИЯ

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предусмотрена ст. 222 ТК РФ. Выдачу молока работодатель может заменить денежной компенсацией по письменным заявлениям работников, если это предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором. Молоко выдается по нормам, которые наряду с порядком выплаты денежной компенсации утверждает Правительство РФ.

Можно не только компенсировать деньгами молоко и его заменители — работник вправе, наоборот, отказаться от денег, предпочитая получать молоко. Все зависит от воли работника, выраженной в письменном заявлении.

Правила и нормативы, связанные с бесплатной выдачей молока и его заменителей, сосредоточены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н (далее — Приказ № 45н). Этим приказом утверждены:

  • Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Правила);
  • Порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Порядок компенсации);
  • Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Перечень вредных факторов).

При «обкатке» нового нормативного акта всегда возникают вопросы. Сначала по ним появляются разъяснения чиновников, а позже наиболее явные пробелы устраняются изменениями в этот акт.

Изменения, которые мы прокомментируем в нашей статье, внесены в Правила приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 № 245н. Они вступили в силу 4 июня 2010 г.

 

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ХРОНОМЕТРАЖ?

Обычно организации занимаются индивидуальным хронометражем рабочего времени по мере необходимости, а не постоянно, поскольку дело это хлопотное. Но одна из поправок в Правила, похоже, может нарушить данную традицию.

Согласно прежней редакции п. 4 Правил норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от продолжительности смены. Такой же порядок ранее был предусмотрен «прототипом» настоящих Правил (п. 2 ныне утративших силу Норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (утверждены постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003 № 13)).

С количественными нормативами по «вредному» молоку неразрывно связаны нормативы денежной компенсации, заменяющей молочные продукты. Про них говорится в п. 10 Правил со ссылкой на Порядок компенсации.

Очевидно, в целях экономии средств работодателя новая редакция п. 4 Правил теперь предусматривает, что если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, то молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

Обратить внимание на данную поправку должны и работодатели, которые вместо молока выдают «вредникам» деньги. Ведь если работнику не положено молоко, то и денежную компенсацию ему выдавать не нужно.

В связи с указанным новшеством возникают следующие вопросы:

1. Получено ли Минздравсоцразвития России официальное заключение медиков о том, что работа во вредных условиях (скажем, с концентрированными кислотами-щелочами или токсичными органическими соединениями, с патогенными микроорганизмами или радиоактивными веществами в открытом виде) в течение нескольких часов в день, а не в течение полной рабочей смены, абсолютно безвредна и потому не требует нейтрализации вредных производственных факторов, профилактики и предупреждения профессиональных заболеваний (для чего, собственно, работникам и выдается молоко)?

2. Как работодатель должен отслеживать рабочее время, проведенное каждым работником во вредных условиях? Каким образом эти показатели будут проверять контролирующие органы? Каковы последствия не ведения работодателем подобного «табеля»?

Со снижением социальных гарантий работникам, которые работают с вредными факторами менее 50 % рабочего времени, многие работодатели сталкиваются, в частности, в п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

В нем сказано, что лица, работающие с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Соответственно, для работников, которые работают на компьютере меньше времени, медосмотры за счет работодателя не обязательны.

Дело в том, что многие специалисты (инженерно-технические работники, контролеры ОТК, врачи, лаборанты и т. д.) работают во «вредных» условиях не полный рабочий день (смену), а в разные дни по-разному. Это зависит от производственной необходимости.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ). Но благодаря новому порядку, введенному чиновниками, далекими от производства, получается, что работодатель должен вести еще и ежедневный хронометраж рабочего времени каждого «вредника», чтобы знать, выдавать ему сегодня молоко или нет.

Согласно п. 2 Правил бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда. Такую норму с помощью обычного табельного учета соблюдать реально. Если человек находится на больничном, в отпуске, командировке, то за эти дни ему «вредное» молоко точно не положено. А вот чтобы определить, сколько времени за смену работник находился, допустим, во «вредных» помещениях, нужно приставлять к каждому работнику или «вредному» помещению специального табельщика. Либо для учета придется вводить особую автоматизированную контрольно-пропускную систему, что, согласитесь, достаточно накладно.

Скорее всего, некоторые работодатели для выдачи молока введут систему учета рабочего времени «на глазок» в расчете на то, что этот учет все равно никто проверять не будет.

Есть и другой выход из ситуации — в пользу работников. Согласно ст. 57 ТК РФ трудовой договор может предусматривать дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. На эту норму Верховный Суд РФ обратил внимание в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 08.02.2008 № 25-В07-22. Он отметил, что условия трудового договора не должны быть хуже условий, установленных трудовым законодательством, но могут быть лучше них.

Следовательно, в трудовых договорах с работниками, которые трудятся во вредных условиях, можно независимо от новой редакции п. 4 Правил установить улучшенные условия, похожие на старые нормы. То есть работодатель обязуется бесплатно выдавать молоко в количестве 0,5 л за смену (или его заменители) работникам в дни фактической их занятости на работах с вредными условиями труда независимо от времени «вредной» работы в течение смены.

Правда, такой подход может повлечь за собой проблемы с налогообложением и начислением страховых взносов на стоимость «сверхнормативного» молока.

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ «МОЛОЧНЫХ» ВЫПЛАТ

На сегодня в отношении «зарплатных» начислений на компенсационные выплаты работникам в виде выдачи молока в налоговом законодательстве существует неопределенность.

 

Налог на прибыль

Расходы на приобретение молока и его заменителей в целях обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с одной стороны, подпадают под действие подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). В нем упомянуты прочие расходы, в виде расходов на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выше мы показали, что нормативы, установленные трудовым законодательством, включая Правила, — жесткие, но Трудовой кодекс РФ допускает устанавливать в трудовом договоре условия труда, улучшенные по сравнению с этими нормативами.

Если же проводить в налоговом учете компенсации работникам в виде выдачи «вредного» молока как расходы на оплату труда, что, по мнению чиновников, более предпочтительно (письма Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/4/104, ФНС России от 12.09.2005 № 04-1-03/644@), то здесь несколько легче.

Элемент неопределенности, заключенный в одной формулировке ст. 255 НК РФ, компенсируется другой формулировкой. Так, согласно п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов. Однако в преамбуле к ст. 255 НК РФ сказано, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами). А еще в п. 25 ст. 255 НК РФ упомянуты другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, стоимость «сверхнормативного» молока, выдача которого предусмотрена трудовым договором, в любом случае можно учесть для целей налогообложения прибыли. При этом если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам налоговых расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

 

Страховые взносы

Согласно подп. 2 «и» п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.11.2009) страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование не облагаются компенсации, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, включая возмещение стоимости молока и иных равноценных пищевых продуктов. В этом подпункте говорится о компенсационных выплатах в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому вновь имеется некоторая неопределенность: можно ли считать улучшенные нормативы выдачи «вредного» молока, установленные в соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре, выплатами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Ту же неопределенность мы имеем в отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно п. 11 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765), от страховых взносов освобождается стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации молока или других равноценных пищевых продуктов или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению.

 

НДФЛ

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с исполнением налогоплательщиком (работником) трудовых обязанностей.

И опять возникает вопрос: что имеется в виду под нормами, установленными законодательством? Можно ли под ними подразумевать нормы, установленные в трудовом договоре согласно трудовому законодательству?

Для предъявления работодателю обоснованных претензий в сверхнормативной выдаче «вредного» молока работникам, проработавшим во вредных условиях менее установленной продолжительности рабочей смены, контролеры должны сами достоверно установить указанное обстоятельство. При этом порядок ведения учета работодателем такого времени нормативно не установлен.

 

МОЛОКО И ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Согласно п. 5 Правил работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов, дополнительно выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл. При постоянном контакте с неорганическими соединениями цветных металлов вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.

Теперь из состава неорганических соединений цветных металлов, обусловливающих право на указанную добавку, исключены соединения алюминия, кальция и магния.

 

ЕСЛИ У РАБОТОДАТЕЛЯ НЕТ СВЕЖИХ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ

Новой редакции п. 13 Правил предшествовали похожие разъяснения чиновников. Обращаем внимание на эти разъяснения, так как указанные новшества вступили в силу 4 июня 2010 г.

В п. 13 Правил перечислены основания для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Ранее к таким основаниям относилось обеспечение безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда.

В комментарии данной нормы применительно к налогу на прибыль Минфин России (в письме от 22.10.2009 № 03-03-06/1/679) разъясняет, что для принятия работодателем решения о прекращении выдачи молока аттестация должна подтвердить либо полное отсутствие вредных производственных факторов на рабочих местах, либо отсутствие превышения имеющимися вредными факторами установленных для них нормативов.

Здесь речь идет о производственных факторах, предусмотренных Перечнем вредных факторов. Заметим, что в нем указаны только сами вредные факторы без нормативов. В Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569; далее — Приказ № 569) тоже отсутствуют конкретные значения нормативов для вредных факторов. Предельные допустимые значения вредных химических, физических и биологических факторов утверждены различными специальными нормативными документами: СанПиНами, санитарными правилами, гигиеническими нормативами и т. п.

Согласно ст. 216.1 ТК РФ госэкспертизу, подтверждающую результаты аттестации рабочих мест, проводит федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время это Роструд). В Положении о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244, в ред. от 01.02.2005), в частности, сказано, что при проведении госэкспертизы могут осуществляться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика экспертизы аккредитованными исследовательскими (измерительными) лабораториями. Если заказчик не согласен с экспертным заключением, то он может обжаловать его в судебном порядке.

Специалисты финансового ведомства заявили, что при отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест, подтвержденных заключением госэкспертизы, и согласия первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников на прекращение выдачи «вредникам» молока (его заменителей) работодатель, выдававший молоко до вступления в силу Приказа № 45н, обязан продолжать выдавать его на прежних условиях.

На самом деле разъяснения трудового законодательства не входят в компетенцию Минфина России. Однако, если очень понадобится, работодатели все равно могут попытаться использовать это официальное письмо в свою пользу. Тем более что позднее мысль Минфина России частично была отражена в поправках, которые на сей раз уполномоченное ведомство — Минздравсоцразвития России — внесло в п. 13 Правил.

Во-первых, теперь упразднена обязанность работодателя заручаться заключением государственной экспертизы условий труда, чтобы отменить бесплатную выдачу «вредного» молока.

Во-вторых, установленный п. 13 Правил перечень оснований для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов расширен и уточнен. Согласно новой редакции этого пункта для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока нужны результаты не любой аттестации рабочих мест, а аттестации, проведенной в порядке, установленном Приказом № 569 (он вступил в силу 01.09.2008). На рабочих местах должны отсутствовать вредные производственные факторы (или они должны укладываться в нормативы), предусмотренные «свежим» Перечнем вредных факторов. Заметим, что этот новый Перечень вредных факторов несколько отличается от старого и отмененного ныне (утвержден приказом Минздрава России от 28.03.2003 № 126).

Что касается мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя), то для принятия работодателем решения о прекращении выдачи молока подходит только согласие этих органов.

В-третьих, при отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу Приказа № 45н.

Эта поправка соответствует приведенным выше разъяснениям Минфина России, но и она вызывает вопросы.

Ведь старые Правила, которые предлагается применять некоторым работодателям, отличаются от новых Правил, тем более после внесения в последние изменений. Особенно это касается прокомментированного выше п. 4 Правил, который в новой редакции вводит ограничения на выдачу молока в зависимости от рабочего времени, проведенного в течение смены во вредных условиях.

С одной стороны, работодатели, которым адресованы указанные разъяснения, до внесения поправок в п. 13 Правил при выдаче молока в отсутствие результатов аттестации рабочих мест, подтверждающих «безвредность» этих мест, имели дело с некой разновидностью «сверхнормативных» расходов. А Минфин России их «успокаивал», отмечая, что в налоговом учете указанные расходы тоже признаются в составе расходов на оплату труда на основании п. 4 ст. 255 НК РФ.

После внесения поправок в п. 13 Правил выдача молока в отсутствие результатов аттестации рабочих мест как бы узаконена. То есть данные затраты полностью соответствуют трудовому законодательству (включая подзаконные акты), а их учет для целей налогообложения прибыли, НДФЛ и начисления страховых взносов производится наравне с аналогичным учетом затрат, связанных с выдачей молока работникам, вредные условия труда которых подтверждены аттестацией рабочих мест.

 

Н. И. Семина, эксперт

 

© 2006—2014, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».