|
вопрос по работе с иностранцами из СНГ
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
ИринаQ-kristina@mail.ru Российская Федерация, Москва
|
|
Помогите, пожалуйста! Наша фирма решила взять на работу человека из Узбекистана. До этого мы не работали с таким контингентом. Разрешение на работу и 3-х месячная регистрация у него есть, а вот со стороны фирмы какие документы и куда необходимо подавать, что бы потом проблем не было? |
|
|
Багира[e-mail скрыт] Российская Федерация, Киров
|
|
Свиток: Вот неплохая подборка информации по оформлению на работу иностранных граждан ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
1. Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу
После оформления надлежащим образом всех разрешительных документов для привлечения и использования иностранного работника работодатель должен правильно оформить с ним трудовые отношения.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами, лицами без гражданства, организациями, созданными или учрежденными иностранными гражданами.
Следовательно, иностранный гражданин должен предъявить при приеме на работу те же документы, что и российский. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается.
1.1. Документ, удостоверяющий личность
Согласно ст. 10 Закона N 115-ФЗ документами, удостоверяющими в РФ личность иностранного гражданина, являются его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверением личности.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверением личности;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ удостоверениями личности.
Одним из документов, подтверждающих личность иностранца, является удостоверение личности моряка, выдаваемое в соответствии с Конвенцией МОТ N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" (1958 г.).
1.2. Трудовая книжка
Согласно ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. Следовательно, работодатель обязан вести трудовые книжки и на иностранных работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка должна быть установленного образца. Следовательно, работодатель не может вносить записи в иностранную трудовую книжку. В настоящее время на территории РФ применяются трудовые книжки нового образца (введенные в действие в 2004 г.), а также ранее установленных образцов. Все они обладают одинаковой силой и обмену на новые не подлежат (п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Форма трудовой книжки образца 1938 г. была утверждена Постановлением СНК СССР от 20.12.1938 N 1320 "О введении трудовых книжек". Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" были утверждены образцы трудовой книжки и вкладыша в нее, с 01.01.1975 они были введены в действие. Формы трудовой книжки и вкладыша в нее были утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", а введены в действие - с 01.01.2004.
Следовательно, если иностранный работник имеет трудовую книжку образца 1938, 1973 или 2003 г., то работодатель может продолжать вносить в нее записи. При отсутствии у него трудовой книжки ее должен завести работодатель.
См. также:
Консультация эксперта: Должна ли организация продолжать вести трудовые книжки работников, которые были заведены в других странах (Молдове и Узбекистане)?
1.3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому, гражданско-правовому, а также по авторскому и лицензионному договору.
Следовательно, на иностранных работников, постоянно или временно проживающих на территории РФ, необходимо оформлять страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, как и на работников - граждан РФ. На практике довольно часто возникают вопросы относительно уплаты за иностранных работников пенсионных взносов.
При этом право данных работников на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов (ст. 14 Закона N 167-ФЗ), уплачивать которые должны страхователи-работодатели и иные лица, указанные в ст. 6 Закона N 167-ФЗ. Следовательно, работодатель обязан платить пенсионные взносы только за тех иностранных работников, которые проживают (постоянно или временно), а не являются временно пребывающими на территории России (данная позиция подтверждается письмами УФНС России по г. Москве от 18.09.2008 N 21-11/088096@, от 02.09.2008 N 21-11/082786@, Минфина России от 23.12.2008 N 03-04-06-02/129).
На практике работодатели часто сталкиваются с ситуацией, когда Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) указывает, что если на иностранца не выдано свидетельство обязательного пенсионного страхования, то взносы за него платить не нужно.
Однако данная позиция законодательно не обоснована, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованное лицо - это лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование. Согласно ст. 7 Закона N 167-ФЗ иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в России, являются застрахованными лицами, поэтому также подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность выдачи всем застрахованным лицам свидетельств обязательного пенсионного страхования лежит на ПФР, при этом по закону уплата пенсионных взносов не зависит от выдачи лицу соответствующего свидетельства.
1.4. Документ об образовании
Документ об образовании, представляемый иностранным работником российскому работодателю, подлежит легализации и должен пройти процедуру признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании в целях подтверждения уровня квалификации работника требованиям российского законодательства для занятия соответствующей должности.
Первым шагом для официального признания иностранного диплома в России является его консульская легализация. Процедура заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой, как правило, засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати уполномоченного государственного органа на таких документах с целью их использования на территории РФ.
Функции по консульской легализации за границей выполняют дипломатические или консульские учреждения РФ.
Процедура легализации может быть отменена положениями международных договоров (соглашений), участницей которых является Россия.
В соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961, отменяющей требования дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов, к которой Россия присоединилась 31.05.1992, официальные документы государств - участников Конвенции удостоверяются в особом порядке.
Согласно данной Конвенции компетентным органом государства, в котором документ был оформлен, проставляется апостиль - удостоверительная надпись.
Апостиль подтверждает подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, подлинность печати и штампа, которыми он скреплен.
Легализации и проставления апостиля не требуется, если договоренность между двумя или несколькими государствами отменяет или упрощает данную процедуру.
Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, участницей которых является Россия (с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Китаем, Монголией, Кореей, Польшей, Румынией, Словакией, Чехией, Литвой, Латвией, Эстонией, государствами бывшей СФРЮ), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22.01.1993 в Минске государствами СНГ, определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одного государства - участника договора (Конвенции), рассматриваются как официальные и пользуются на территории другого государства - участника договора (Конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения.
После легализации или удостоверения посредством апостиля, а также в случаях, когда легализации не требуется, производится перевод документов, который заверяется нотариусами (занимающимися частной практикой или работающими в государственных нотариальных конторах), а также консульскими учреждениями РФ.
Приказом Минобрнауки России от 14.04.2009 N 128 был утвержден Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании. Согласно п. 3 данного Порядка признание осуществляется Рособрнадзором по заявлению обладателя документа об образовании или уполномоченного им лица, действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности. К заявлению о признании документа об образовании прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) обладателя документа об образовании;
2) оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании;
3) оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) приложения к документу об образовании, если таковое предусматривается законодательством государства, выдавшего документ об образовании, с указанием пройденных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и их объема, других составляющих образовательного процесса;
4) переводы на русский язык документа об образовании и приложения к нему (при наличии), заверенные надлежащим образом.
Обладатель документа об образовании вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе иные документы об образовании и (или) квалификации, о допуске к профессиональной деятельности, практическом опыте. Данные документы подаются вместе с их переводами, заверенными надлежащим образом.
Оригиналы документов об образовании после принятия заявления возвращаются заявителю (п. 4 Порядка).
1.5. Документы воинского учета
В силу ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), поэтому при приеме на работу у него не нужно требовать документы воинского учета.
1.6. Иные документы
В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В любом случае иностранный гражданин ("безвизовый" иностранец) при приеме на работу должен представить разрешение на работу. Если он намерен работать продавцом в сфере розничной торговли, ему необходимо иметь медицинскую книжку (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
2. Заключение трудового договора с иностранным гражданином
Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя.
При заключении трудового договора следует руководствоваться Рекомендацией N 86 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах" (пересмотренной в 1949 г.; далее - Рекомендация МОТ), а также Соглашением стран - участников СНГ от 15.04.1994 "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" (далее - Соглашение).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Соглашения в трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также о сроке действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов.
Согласно Рекомендации МОТ в трудовой договор можно включить следующие данные:
- характер работы и место ее исполнения;
- профессиональную категорию, в которую зачисляется иностранный гражданин;
- размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные дни, а также форму выплаты заработной платы;
- любые премии, надбавки и пособия;
- условия, при которых работодатель может быть уполномочен удерживать средства из вознаграждения работника, и размер удержанных сумм;
- условия питания в тех случаях, когда пища отпускается работодателем;
- срок действия договора, а также условия его возобновления и расторжения;
- порядок покрытия путевых расходов работника и членов его семьи;
- порядок покрытия расходов по возвращению в страну постоянного проживания в зависимости от случая;
- основания, разрешающие досрочное расторжение трудового договора.
Рекомендация МОТ в отличие от Соглашения не носит обязательного характера.
Следует обратить особое внимание на язык, на котором составлен договор с иностранцем. Договор может заключаться как на языках обеих сторон, так и исключительно на русском языке. Для соблюдения интересов обеих сторон целесообразно заключать договор на двух языках - русском и иностранном. Согласно Рекомендации МОТ индивидуальный трудовой договор переводится на понятный мигранту язык (п. 2 ст. 22 указанной Рекомендации). Поскольку в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский, трудовой договор о работе в России должен в любом случае заключаться на русском языке.
Однако в любом случае трудовой договор с работником должен содержать все обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.
Следует также иметь в виду, что в рамках трудовых отношений на территории РФ применимым правом всегда будет российское, за исключением тех случаев, когда международным договором предусмотрено иное (ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).
В соответствии со ст. 6 Соглашения работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством стороны трудоустройства.
Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Россией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (заключен в Варшаве 16.09.1996; далее - Договор) стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения.
В Договоре указывается, что если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Если работник выполняет работу на территории одной стороны по трудовому договору с предприятием, находящимся на территории другой стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством последней.
В данном случае Договором предусмотрено исключение из общего правила. Несмотря на норму, закрепленную в ст. 11 ТК РФ, если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям, даже если последние будут иметь место на территории РФ.
Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан (заключено в Братиславе 13.02.1995) трудовая деятельность временных работников по договорам подряда, заключенным между работодателем государства постоянного проживания временного работника и юридическим (физическим) лицом принимающего государства на срок до двух лет, и оплата их труда регулируются законодательством государства, на территории которого находится работодатель (п. 1 ст. 5 указанного Соглашения).
При заключении с иностранными работниками договоров оказания услуг следует обратить внимание на п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в котором указывается, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства будет установлено, что он фактически регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям в силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения Трудового кодекса РФ. Данное правило распространяется и на трудовые отношения с иностранными работниками.
2.1. Срок трудового договора с иностранным гражданином
Одним из наиболее важных вопросов заключения трудового договора с иностранным гражданином является установление его срока. Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Поскольку данное разрешение выдается на определенный срок (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ), работодатель не имеет права использовать труд иностранного работника по окончании срока действия разрешения на работу.
Многие организации, заключая срочные трудовые договоры с иностранными гражданами, в целях обоснования срочности указывают срок действия разрешения на работу. Однако ст. 59 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми можно заключать срочные трудовые договоры, и такое основание, как заключение договора на период действия разрешения на работу, в данном перечне отсутствует. Некоторые работодатели считают, что в данном случае можно руководствоваться Законом N 115-ФЗ, поскольку ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочного трудового договора в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако данный Закон не содержит специальной нормы, позволяющей заключать срочные трудовые договоры с иностранцами. Следовательно, работодатель не может обосновывать заключение срочного трудового договора наличием у иностранного гражданина разрешения на работу.
Однако если срок разрешения на работу истечет ранее окончания срока трудового договора, работодателю грозят административные штрафы за нарушение миграционного законодательства. Поэтому установление срока трудовых отношений с иностранным работником для работодателя имеет большое значение.
В этой связи для заключения срочного трудового договора с иностранцем следует использовать другие подходящие основания, предусмотренные ст. 59 ТК РФ, например проведение работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг.
При отсутствии оснований для заключения срочного трудового договора следует заключать трудовой договор на неопределенный срок. Необходимо также учитывать, что в соответствии с ч. 3 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что работник заключил его вынужденно, суд сочтет данный договор заключенным на неопределенный срок.
3. Расторжение трудового договора с иностранным работником
Трудовой кодекс РФ и Закон N 115-ФЗ не содержат специальных норм, регулирующих расторжение трудового договора с иностранными работниками. Соответственно, трудовой договор с иностранным работником может быть расторгнут только по общим правилам и по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
Наиболее острым является вопрос о расторжении трудового договора с иностранным работником по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ). Следует учитывать, что в этом случае при расторжении трудового договора работодатель должен соблюдать требования, предусмотренные конкретной статьей Трудового кодекса РФ, так же, как и в отношении российского гражданина.
Помимо этого, на работодателя возложена обязанность направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции и федеральный орган исполнительной власти по вопросам безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы, а также о досрочном расторжении трудового (или гражданско-правового) договора (пп. 7, 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Довольно часто возникает вопрос о расторжении трудового договора с иностранным работником в случае аннулирования или прекращения действия разрешения на работу, когда трудовой договор заключается на неопределенный срок.
В данном случае целесообразно применять п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, согласно которому истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору является поводом для расторжения трудового договора.
Данную норму можно применить, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в России в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность. Следовательно, это и есть то специальное право, которое позволяет работнику исполнять обязанности по трудовому договору. Данная позиция подтверждается Определением Московского областного суда от 10.08.2010 N 33-15600. Суд признал правомерным использование в качестве основания для увольнения иностранного работника истечение срока действия разрешения на работу. Также было указано, что договор должен быть расторгнут в последний день действия разрешения на работу. В противном случае суд может изменить дату увольнения. Помимо этого следует учесть, что Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ в ст. 18 Закона N 115-ФЗ введен п 9.3, согласно которому в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока его действия трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению. При этом не должно быть оснований для продления указанного срока (в том числе действий иностранного гражданина, требуемых для такого продления).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор с иностранным работником также может быть прекращен и вследствие приведения общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, которая Правительством РФ установлена для работодателей, осуществляющих на территории России определенные виды экономической деятельности.
Трудовой договор по данному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83 ТК РФ). Допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей ее территории, устанавливается ежегодно Правительством РФ с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России.
Расторжение трудового договора с иностранным работником должно быть оформлено так же, как и с российскими работниками, в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.
Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Расторжение трудового договора".
ПРАВА И ОГРАНИЧЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
1. Обязательное медицинское страхование >>>
2. Листок нетрудоспособности >>>
3. НДФЛ >>>
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Законом.
Однако следует учитывать, что осуществлять трудовую деятельность иностранный работник может, только если он имеет разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Также необходимо помнить, что иностранный работник вправе вести трудовую деятельность только в том субъекте (субъектах) РФ, на территории которого ему выдано данное разрешение. Исключения из этого правила установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 утвержден перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не могут быть принятыми на работу. Такими объектами, в частности, являются:
- объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
- структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
- организации (за исключением государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования), в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий;
- структурные подразделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.
Если в такие организации и на такие объекты будет принят иностранный работник, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.17 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2010 по делу N А05-19568/2009).
В некоторых случаях иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность в России без получения соответствующего разрешения. Согласно ч. 2 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ не требуется разрешение на работу следующим иностранным гражданам:
- постоянно проживающим в РФ;
- участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
- сотрудникам дипломатических представительств, работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также частным домашним работникам указанных лиц;
- работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
- журналистам, аккредитованным в РФ;
- обучающимся в России в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;
- обучающимся в России в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в данных учреждениях;
- приглашенным в Россию в качестве научных работников или преподавателей, если они приглашены для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действует совет по защите диссертаций, созданный в соответствии с законодательством РФ, либо иными научными и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством РФ, либо в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) (см. также письмо Минобрнауки России от 10 августа 2010 г. N 05-2417).
При осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ на них распространяются в полном объеме все гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
1. Обязательное медицинское страхование
Актуальным для работодателей является вопрос об оформлении на иностранных работников страховых медицинских полисов. Следует отметить, что работодатель должен оформлять полис только на тех работников, которые являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию на территории РФ. Как ранее разъяснял ФФОМС в письме от 11.07.1995 N 3-1146, работодатель, перечисляющий взносы на обязательное медицинское страхование, представляет страховой медицинской организации, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования, список иностранных граждан с указанием срока действия их разрешений на работу в РФ. В соответствии с этим медицинская организация выдает иностранному гражданину страховой медицинский полис.
Необходимо учитывать, что с 2010 г. иностранные граждане, которые не являются постоянно или временно проживающими на территории РФ, не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Согласно пп. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не облагаются страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации. Соответственно, иностранные граждане и лица без гражданства, временно находящиеся в России и работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Такие разъяснения дало Минздравсоцразвития России в письме от 26.01.2010 N 20-1/253427. Если иностранному работнику ранее выдавался страховой полис, он подлежит изъятию и возвращению в страховую компанию. На это, в частности, указал Московский областной фонд обязательного медицинского страхования в письме от 29.01.2010 N 04-03-11/652. При разрешении вопросов оказания медицинской помощи иностранным гражданам следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".
2. Листок нетрудоспособности
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" застрахованными лицами являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах данного страхования.
Однако следует помнить, что в соответствии с п. 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514, листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами РФ, а также постоянно или временно проживающим на территории России иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Временно пребывающим в РФ иностранным гражданам листок нетрудоспособности не выдается и, соответственно, пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается.
Ситуация из практики. Предоставляется ли отпуск по беременности и родам иностранной работнице?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно п. 5 ст. 13 указанного Закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет следующие документы:
- листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти;
- справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, от другого (других) работодателя. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у других работодателей, то при обращении за назначением пособия по беременности и родам по одному из последних мест работы (на свой выбор) он должен представить также справку от другого работодателя о том, что последний не назначает и не выплачивает пособие (ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ).
Работник также может представить копию справки о сумме заработка, заверенную в установленном порядке.
Если работник не может представить справку от другого работодателя в связи с тем, что последний прекратил деятельность, либо по иным причинам, работодатель, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению работника направляет запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях работника у соответствующего работодателя на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если у работника на день обращения за пособием по беременности и родам отсутствует справка (справки) о сумме заработка, пособие назначается на основании представленных работником и имеющихся у работодателя сведений и документов. После представления недостающих справок о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справок о сумме заработка.
Следовательно, иностранная работница, временно или постоянно проживающая на территории РФ, имеет право на отпуск по беременности и родам, поскольку является застрахованным лицом, а работодатель обя |
|
|
Оля
|
Наталья[e-mail скрыт] Российская Федерация, Москва
|
|
Подскажите пожалуйста. В Разрешении на работу у иностранного работника указано что оно действительно до 15.03.2012г. Значит что последним рабочим днем будет 15.03.2012г.? |
|
|
АнюткаDjiNi-Nea@rambler.ru Россия, Москва
|
|
Здравствуйте помогите мне пожалуйста.
Ситуация такая. Принимаем гражданина таджикистана на работу. Миграционная карта и регистрация у него до 18.10.2012 а разрешение на работу до 02.08.2013... Что делать...на сколько заключать срочный договор??? по 18.10.2012 или по 02 . 08 . 2013.....как быть подскажите??? |
|
|
|
МАРУСЯ[e-mail скрыт] Российская Федерация, город без дорог
|
|
Звоните в УФМС, там вам должны разъяснить ситуацию. |
|
|
цените каждый день! Жизнь прекрасна!))
|
АнюткаDjiNi-Nea@rambler.ru Россия, Москва
|
|
там со мной разговаривать не хотят....трубки бросают((( |
|
|
|
Наталья[e-mail скрыт] Российская Федерация, Москва
|
|
Разрешение на работу делается на 1 год. Миграционная карта - на 3 месяца, по истечении которых он должен перечечь границу чтобы получить новую миграционку. Регистрацию делают на три месяца иностранцам. Но организация (если хочет конечно) может сделать регистрацию инстранному работнику и на год, т.е. до окончания разрешения на работу. |
|
|
АнюткаDjiNi-Nea@rambler.ru Россия, Москва
|
|
да это я знаю я к тому на сколько мне заключать договор??? |
|
|
|
Натусик[e-mail скрыт] Российская Федерация, Королёв
|
|
Анютка писал(а): да это я знаю я к тому на сколько мне заключать договор??? До окончания срока действия разрешения на работу. |
|
|
|
|
Анютка писал(а): Здравствуйте помогите мне пожалуйста.
Ситуация такая. Принимаем гражданина таджикистана на работу. Миграционная карта и регистрация у него до 18.10.2012 а разрешение на работу до 02.08.2013... Что делать...на сколько заключать срочный договор??? по 18.10.2012 или по 02 . 08 . 2013.....как быть подскажите??? Вам надо подойти в миграционную службу с копией разрешения на работу и копией ТД и вам продлят регистрацию по 02.08.2013. При выезде через границу разрешение на работу не имеет силы, имеет силу только регистрация. Поэтому если вы ее не продлите, то человека оштрафуют. |
|
|
|
|
Анютка писал(а): Здравствуйте помогите мне пожалуйста.
Ситуация такая. Принимаем гражданина таджикистана на работу. Миграционная карта и регистрация у него до 18.10.2012 а разрешение на работу до 02.08.2013... Что делать...на сколько заключать срочный договор??? по 18.10.2012 или по 02 . 08 . 2013.....как быть подскажите??? Вам надо подойти в миграционную службу с копией разрешения на работу и копией ТД и вам продлят регистрацию по 02.08.2013. При выезде через границу разрешение на работу не имеет силы, имеет силу только регистрация. Поэтому если вы ее не продлите, то человека оштрафуют. |
|
|
Венеция[e-mail скрыт] Россия, Подольск
|
|
Светлана, вы не могли бы мне подсказать по оформлению трудовых договоров с иностранными гражданами.(Таджикистан и Узбекистан) |
|
|
|
|
Подскажите пожалуйста, ИГ не выходят на работу уже несколько дней, телефон недоступен. Что ,я должна предпринять, как их уволить? |
|
|
|
|
Екатерина писал(а): Подскажите пожалуйста, ИГ не выходят на работу уже несколько дней, телефон недоступен. Что ,я должна предпринять, как их уволить?
Так же, как и соотечественников. |
|
|
Наташа
|
Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться. |
|