|
Об аттестации работников
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
lana[e-mail скрыт] Российская Федерация, Архангельск
|
|
Нужен приказ о назначении ответственного по проведению аттестации работников (педагогических), где были бы прописаны его обязанности и полномочия. Спасибо |
|
|
SHelen[e-mail скрыт] Российская Федерация, Нижний Новгород
|
|
А какие еще есть документы по Аттестации? |
|
|
Если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему! Станислав Ежи Лец.
|
lana[e-mail скрыт] Российская Федерация, Архангельск
|
|
Да вообще как оказалось, никаких. Надо положение разработать так понимаю...А остальное прописать в компетенцию человека, который начал этим заниматься и прошел спецкурсы |
|
|
SHelen[e-mail скрыт] Российская Федерация, Нижний Новгород
|
|
Положение о проведении аттестации. Приказ о создании аттестационной комиссии. Формы Протокола, Заключения о профессиональных качествах аттестуемого работника. Примерные вопросы.
Дерзайте!!! |
|
|
Если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему! Станислав Ежи Лец.
|
SHelen[e-mail скрыт] Российская Федерация, Нижний Новгород
|
|
Свиток: аттестация Оценка и аттестация персонала
Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка персонала. Оценка персонала позволяет оценить его качество с точки зрения соответствия его целям бизнеса и стратегии предприятия.
Оценка персонала - деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе:
- при определении потребности в персонале на этапе календарного планирования. На этом этапе оценивается существующий кадровый потенциал и формируются требования к привлечению персонала;
- при отборе персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности;
- при определении потребности в повышении квалификации персонала. На этом этапе оценивается существующий уровень персонала в сравнении с требуемым и определяется необходимость обучения конкретных работников, проверяется соответствие уровня карьеры работников их компетентности;
- при аттестации персонала, проводимой регулярно для оценки состояния уровня кадрового потенциала и выработки регулирующих воздействий широкого круга, в том числе:
- для принятия мер по вознаграждениям, продвижениям, наказаниям, увольнениям;
- для планирования персональных перемещений;
- для планирования кадрового резерва;
- для выработки мер по мотивации и стимулированию труда.
Основные этапы, определяющие содержание процесса оценки, включают:
- анализ анкетных данных;
- наведение справок об испытуемом работнике;
- проверочные испытания;
- собеседование.
Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:
- результативность труда;
- профессиональное поведение;
- личностные качества.
Под результативностью труда понимаются способности и/или желание выполнять общие функции управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.
Показатели профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки.
Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал,психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.
Одним из традиционных способов оценки персонала является регулярная аттестация персонала, которая представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемая его непосредственным руководителем. В советское время подобная аттестация являлась обязательным элементом работы с кадрами на любом предприятии.
Регулярная аттестация позволяет:
- определить и оценить знания, умения и качества работников;
- выявить, оценить и развить сильные стороны работника;
- определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;
- определить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины;
- оценить интегрально состояние персонала предприятия.
В настоящее время аттестация персонала вновь входит в практику работы с персоналом на предприятиях. В рамках системы управления персоналом она входит в подсистему "Привлечение, отбор и оценка персонала". Аттестация проводится достаточно часто при смене владельцев или верхушки менеджмента предприятия (в рамках оценки персонала), а также регулярно при нормальной работе предприятия.
Предприятие (в лице руководителей более высокого уровня) периодически оценивает своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников.
В Трудовом кодексе РФ, действующем с 2002 года, недостаточная квалификация работника, подтвержденная результатами аттестации, может явиться причиной расторжения трудового договора по инициативе работодателя (статья 81). Это положение, введенное в трудовое законодательство впервые, безусловно, повышает роль аттестации персонала в трудовых отношениях и является шагом вперед в создании реального рынка труда. Выдержка из Трудового кодекса РФ (статья 81), иллюстрирующая описанное положение, приводится ниже.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Глава 13. Прекращение трудового договора
Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе
работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом;
2) сокращения численности или штата работников организации;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных
взысканий;
д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
12) прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;
13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;
14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам,
предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Законодательные акты, регулирующие порядок проведения аттестации, в России не приняты. Поэтому регламент проведения аттестации определяется руководством предприятия. Тем не менее, за время регулярного проведения аттестации в советское время накопился определенный опыт ее проведения. С некоторыми поправками он может быть адаптирован к сегодняшним условиям российской рыночной экономики.
Методические материалы по аттестации персонала разработаны Институтом труда Минтруда РФ. Они содержатся в приложении 4 "Рекомендуемый порядок проведения аттестации служащих" рекомендаций Минтруда РФ по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий (4-е издание, переработанное и дополненное).
Рекомендуемый порядок проведения аттестации служащих
По результатам экспертного анализа оценки деятельности конкретного работника с помощью приведенной системы показателей аттестационная комиссия выносит решение о присвоении работнику того или иного разряда в рамках диапазона разрядов по соответствующей должности, предусмотренного Единой тарифной сеткой. При преобладании оценок первого, второго либо третьего уровня в приведенной шкале показателей работнику присваивается соответственно начальный, средний или высший разряд оплаты труда в пределах предусмотренного по должности диапазона разрядов.
Для руководителей предприятий при установлении разрядов оплаты их труда наряду с показателями квалификации и профессиональной компетентности учитываются также показатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглавляемыми ими объектами.
Результаты аттестации служащих оформляются в виде аттестационного листа по прилагаемой форме.
Аттестационный лист
На предприятиях разрабатываются заводские положения об аттестации персонала предприятия. Пример такого положения приведен ниже.
При этом необходимо иметь в виду, что статья 81 Трудового кодекса РФ трактует расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 3б, не как работника, не прошедшего аттестацию, а "недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации". В настоящее же время большинство применяемых аттестационных методик оценивает три показателя деятельности работника: квалификацию, отношение к работе и результаты работы, Это не удивительно, так как применяемые методики разрабатывались, во-первых, до принятия последнего Трудового кодекса, во-вторых, ставили во главу угла комплексную оценку работника, одной из составляющих которой является его квалификация. В настоящее время в этом пункте образовался некоторый разрыв между применяемыми методиками и трудовым законодательством. Впрочем, устранить его относительно несложно, например, введя в методики аттестации положение, по которому обязательным условием увольнения работника является низкий уровень его квалификации. В аттестационных листах при этом в качестве отдельного раздела необходимо выделять показатели квалификации.
В последнее время в России начинает применяться система оценки персонала, принятая на западных фирмах. В отличие от российских систем аттестации работников она включает (и начинается) с самооценки. Самооценка позволяет самому сотруднику оценить свои сильные и слабые стороны и скорректировать их при необходимости. Кроме того, самооценка добавляет в оценку сотрудника психологические моменты, так как позволяет руководителю понять, адекватно ли сотрудник оценивает себя (а иногда и раскрыть сотрудника с неизвестной для руководителя стороны). Подобная аттестация проводится один раз в год, после окончания календарного года. Пример подобной формы приведен ниже.
Для небольших предприятий с численностью персонала 100-150 человек при смене собственника также желательно проводить аттестацию персонала. Она проводится поупрощенной схеме, и аттестацию следует проводить для всего персонала, включая рабочих, а не только РСС. Документация по проведению и результатам аттестации реального предприятия ООО "КОМ" приводится ниже. Оценочная шкала работника при аттестации персонала предприятия может быть построена по-разному. Основными вариантами оценочных шкал являются:
а) уровень соответствия показателя предъявляемым требованиям:
- соответствует - не соответствует;
- выше - соответствует - ниже;
б) качественная оценка качеств работника:
- низкая - средняя - высокая;
в) количественная балльная оценка качеств работника.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: КАК ПРОВЕСТИ, ИЗБЕЖАВ ОШИБОК
Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Результаты этой процедуры можно использовать в суде для защиты кадровых решений (например, увольнение сотрудника). Но не будем о грустном... Ведь прежде всего аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.
Термин "аттестация" пришел в современные российские компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (далее - Положение 1973 г.). Последние изменения вносились в него в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.
В советский период экономика строилась на крупных государственных предприятиях с численностью персонала в тысячи и десятки тысяч человек. Сегодня в России тоже немало крупных компаний в реальном секторе экономики и сфере услуг, имеющих разветвленную структуру управления и филиальную сеть, для которых советский опыт проведения аттестаций стал актуальным. Даже небольшие компании с численностью сотрудников 50 - 100 человек, планирующие расширение бизнеса, рассматривают аттестацию как инструмент для повышения эффективности такого ресурса, как персонал.
Для кого аттестация обязательна?
Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают,А что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.
Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.
Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).
В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, - это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации. Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.
Зачем нужна аттестация?
В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить "болевые точки", моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.
Если у конкретного сотрудника есть необходимые для своей должности компетенции - он получает соответствующий оклад, если они "подросли" - оклад тоже может "подрасти". Сотрудники, которые продемонстрировали лучшие результаты, по итогам аттестации получают наивысшую оценку и могут стать кандидатами в кадровый резерв. В свою очередь, сотрудникам с недостаточным количеством компетенций, но в которых компания заинтересована, может быть предложена программа по обучению и развитию, то есть аттестация позволяет сделать обучение более адресным.
Аттестация позволяет принять решения, связанные с:
изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
- развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
- оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
- формированием кадрового резерва компании.
Проведение аттестации
Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия во главе с председателем, которая делится на подкомиссии для оценки работников конкретной должности или направления деятельности. Если целью аттестации является проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (при условии, что есть профсоюз). Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения (или других негативных последствий для сотрудников), то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью формирования кадрового резерва, для повышения категорий по оплате труда и т.д.).
Важно знать, что с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, и беременных женщин. Также аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).
При подготовке аттестации организаторам необходимо определить, какие категории сотрудников будут проходить ее и с какой периодичностью (обычно аттестация проводится раз в год).
Важно также представлять, что именно необходимо оценивать, так как в полную процедуру аттестации могут быть включены оценка результатов труда, профессиональных знаний и навыков сотрудников, оценка свойств их личности. Формально оценка личностных качеств и мотивационной сферы человека не входит в предмет аттестации в ее классическом понимании. Однако современные рыночные условия диктуют свои требования, и исходя из этого все больше компаний включают такую оценку в систему аттестации для ряда должностей (специальностей), где личностно-мотивационная сфера сотрудников имеет ничуть не меньшее значение, чем профессиональные знания и навыки. Это относится, например, к руководителям, сотрудникам коммерческих служб и т.д., т.е. к тем должностям, для которых очень важен человеческий фактор, влияющий на бизнес компании в целом.
Необходимо также разработать:
- критерии оценки результатов труда и порядок их учета;
выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности;
- определить порядок проведения самой процедуры оценки, а также процедур информационного обеспечения работы аттестационной комиссии.
После этого следует подобрать соответствующий диагностический аппарат (методы, которыми будет проводиться диагностика) и осуществить пробную эксплуатацию разработанной системы аттестации в одном из подразделений компании.
На подготовительном этапе аттестации сотрудники готовят отчеты о выполнении своего профессионального плана развития и плана работы. Материалы представляются секретарю комиссии, формирующему таблицу с оценками сотрудников, которые также включают и оценку сотрудника непосредственным руководителем.
В ходе аттестации работник зачитывает свой отчет по планам работы и профессионального развития. Выставленные оценки по компетенциям обсуждаются комиссией, а потом суммируются и сверяются с профилем должности. Чем больше итоговый балл по всем компетенциям, тем выше профессиональный уровень сотрудника, а значит, он может претендовать и на более высокий оклад или попасть в кадровый резерв.
Процедура аттестации требует значительных трудовых и временных затрат, а также объективного подхода к решению проблем. Если при ее проведении необходимо внешнее экспертное мнение или не хватает собственных специалистов, то оправданно будет привлечение профессиональных консультантов со стороны. Ситуация, когда вводные условия задает клиент, а консультанты непосредственно осуществляют постановку системы аттестации, в последнее время очень распространена.
К консультантам можно обратиться за помощью как к предметным экспертам. Они подскажут, как лучше решить ту или иную задачу в рамках этой процедуры, помогут обучить сотрудников компании, с тем чтобы они могли построить и внедрить систему аттестации собственными силами. Внешние консультанты могут быть приглашены для решения локальных задач в рамках проведения аттестации, например для организации и проведения профессионального тестирования сотрудников или экспертного заключения по отдельным компетенциям, для проведения комплексного исследования методом Ассессмент-центр.
Ошибки при проведении аттестации
Главная ошибка может быть допущена на самом первом шаге - при выборе цели проведения аттестации. Если аттестация проводится только с целью сокращения персонала или для избавления от отдельных неугодных сотрудников, то многие плюсы, которые она дает (повышение эффективности труда, повышение бизнес-показателей за счет грамотной ротации кадров и их адресного развития), сводятся на нет.
Низкая информационная поддержка процедуры аттестации тоже может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые. Следует подробно разъяснять менеджерам высшего звена, какие сведения они получат в результате проведения аттестации, как ими пользоваться и какие задачи с их помощью можно решить. Сотрудников компании можно предупредить о проведении аттестации за пару месяцев, чтобы они смогли подготовиться к этой процедуре, освежить в памяти необходимую информацию, дополнительно почитать профессиональную литературу. И не стоит бояться некоторого напряжения в коллективе, поскольку люди в это время начинают лучше работать, т.к. грядущая аттестация служит им дополнительным стимулом.
Еще одной существенной ошибкой при проведении аттестации является применение в предварительных оценочных процедурах только субъективных методов (экспертная оценка, "метод 360" и т.д.). Эти методы целесообразно использовать в дополнение к оценке реально измеримых критериев: результатов труда, результатов профессионального тестирования, которые являются объективными показателями.
Ошибкой будет и неиспользование результатов аттестации в дальнейшей кадровой работе (обучение, ротация, работа с кадровым резервом). Нельзя считать проведенную аттестацию конечным мероприятием - провели большую работу, поставили "галочку", кого-то уволили, кому-то понизили зарплату... Результаты проведенных процедур можно и нужно использовать для повышения качества такого ресурса, как персонал.
Итоги аттестации
Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).
Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала.
В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ. Если в приказе по итогам аттестации службе персонала дается указание рассмотреть вопрос о переводе работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, то работнику в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ должен быть предложен перевод на другие вакантные должности при наличии последних. Как правило, предлагаются нижестоящие должности. Если работник отказывается от перевода (причем в письменной форме) или же вакантных должностей нет, то только в этом случае работодатель может уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Если работник был уволен по этому основанию и оспаривает увольнение в судебном порядке, то:
1) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами по делу;
2) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо что работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации;
3)если уволенный работник является членом профсоюза, работодатель должен будет представитьдоказательства о том, что в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника, входил представитель от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч. 3 ст. 82 ТК РФ), а кроме того, доказательства, что в соответствии со ст. 373 ТК РФ:
- работодатель провел дополнительные консультации с профсоюзным органом, если последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника;
- был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).
Чтобы избежать подобных судебных разбирательств, работодателю необходимо использовать утвержденные формулировки. Общепринятыми оценками работников по итогам аттестации являются оценки "соответствует занимаемой должности" и "не соответствует занимаемой должности" (нередко в компаниях используют формулировки "аттестован", "годен" и другие, что неправильно).
* * *
В заключение стоит напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное - должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.
|
|
|
Если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему! Станислав Ежи Лец.
|
Жанна[e-mail скрыт] Российская Федерация
|
|
людмила[e-mail скрыт] Российская Федерация, Кострома
|
|
Девочки, скиньте пожалуйста у кого есть положение об аттестации персонала.
Спасибо заранее Очень надо!!!!! |
|
|
|
людмила[e-mail скрыт] Российская Федерация, Кострома
|
|
Девочки!!!!!!!!!!! Ну где же вы???????????
Ещё возникли вопросы: Нужно ли вести протокол и нужны ли характеристики на атестуемых??? |
|
|
|
|
|
Утверждаю:
____________________________
Генеральный директор
ООО Торговая фирма «Втормет»
Миндияров Р.Р.
ПОЛОЖЕНИЕ
об аттестации работников ООО Торговая фирма «Втормет»
1. Общие положения
1.1. Аттестация работников предприятия - это проводимая в
установленном законодательством порядке оценка результатов деятельности и определение деловых качеств и квалификации работников с целью выявления их соответствия занимаемой должности, а также возможности дальнейшего служебного продвижения.
1.2. Аттестации подлежат все категории работников предприятия, кроме указанных в п.1.5.данного Положения.
1.3. Сроки проведения аттестации. Аттестация проводится не реже 1 раза в два года.
1.4.Основные задачи аттестации. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности предприятия в сфере подбора, повышения квалификации и расстановки кадров, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности, а также решению вопроса о присвоении работнику квалификационного разряда.
1.5.Работники, не подлежащие аттестации.
 работники, проработавшие на предприятии менее года;
 беременные женщины;
 женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком
2. Аттестационная комиссия
Аттестацию работников предприятия осуществляют аттестационные комиссии.
2.1.Образование и состав аттестационной комиссии.
2.1.1.Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются приказом генерального директора предприятия. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб предприятия. В состав аттестационной комиссии может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа.
2.1.2. В зависимости от специфики должностных обязанностей работников, подлежащих аттестации, может быть создано несколько аттестационных комиссий.
2.1.3. Генеральный директор может привлекать к работе
аттестационной комиссии независимых экспертов. Оценка экспертами качеств работника учитывается при принятии решения по итогам аттестации.
2.2. Порядок изменения состава аттестационной комиссии. Изменения в состав аттестационной комиссии вносятся лицом, утвердившим комиссию.
2.3. Председатель аттестационной комиссии:
2.3.1.Председательствует на заседаниях аттестационной комиссии.
2.3.2.Организует работу аттестационной комиссии.
2.3.3.Распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии.
2.3.4.Определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов.
2.3.5.Ведет личный прием работников, проходящих аттестацию, организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников.
2.3.6.Осуществляет другие полномочия.
2.4.Замещение временно отсутствующего председателя аттестационной комиссии. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.
2.5. Порядок работы аттестационной комиссии.
2.5.1.Заседания аттестационной комиссии созываются председателем комиссии.
2.5.2.Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
3. Подготовка к аттестации
3.1.Назначение сроков аттестации. Список лиц, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия и доводятся до сведения каждого аттестуемого работника не менее чем за две недели до начала аттестации.
3.2. График проведения аттестации. В графике проведения аттестации указываются:
3.2.1.Наименование подразделения, в котором проводится аттестация.
3.2.2.Дата и время проведения аттестации.
3.2.3.Дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующего подразделения.
3.3.Отзыв (характеристика) непосредственного руководителя.
3.3.1. Не позднее чем за неделю до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв (характеристика) на подлежащего аттестации работника, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв (характеристика) должен содержать сведения о работнике согласно образцу (см. в приложении 1).
3.3.2. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию предоставляется отзыв (характеристика) о работнике и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
4. Проведение аттестации
4.1. Заседание аттестационной комиссии.
4.1.1.Аттестация проводится в присутствии аттестуемого работника.
4.1.2.В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
4.1.3.Порядок рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание комиссии, определяется председательствующим по согласованию с членами аттестационной комиссии.
4.1.4.Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения работника, а при необходимости - его непосредственного руководителя, других лиц, участвующих в заседании комиссии.
Ход заседаний аттестационной комиссии протоколируется секретарем или одним из членов аттестационной комиссии.
4.2.Оценка деятельности аттестуемого.
4.2.1.Обсуждение профессиональных и личностных качеств работника применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
4.2.2.Оценка деятельности работника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении соответствующей группы должностей организаторские способности.
4.3.Порядок принятия решений комиссии.
4.3.1.Решение об оценке профессиональных и личностных качеств работника, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием, простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.
4.3.2.При равенстве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.
4.3.3.Проходящий аттестацию работник, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.
4.4.Аттестационный лист.
4.4.1.Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании.
4.4.2.Аттестованный работник знакомится с аттестационным листом под расписку.
4.4.3.Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле работника.
5. Решения, принимаемые по результатам аттестации
5.1.Оценка деятельности работника. В результате аттестации работнику дается одна из следующих оценок:
5.1.1.Соответствует занимаемой должности.
5.1.2.Соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности.
5.1.3.Не соответствует занимаемой должности.
5.2.Рекомендации аттестационной комиссии.
5.2.1.Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя предприятия мотивированные рекомендации о повышении работника в должности, присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
5.3.Решения, принимаемые руководителем предприятия.
5.3.1.Результаты аттестации работника представляются руководителю предприятия (организации) не позднее чем через три дня после ее проведения.
5.3.2.Руководитель предприятия (организации) с учетом результатов аттестации может принять решение:
о повышении работника в должности;
о присвоении работнику в установленном порядке очередного квалификационного разряда;
об изменении надбавки работнику за особые условия работы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
о включении работника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
5.3.3.Работник в случае признания его не соответствующим занимаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую должность.
5.3.4.Увольнение по результатам аттестации. При отказе работника от перевода на другую должность, либо в случае выводов аттестационной комиссии о необходимости повышения квалификации или переподготовки – отказе работника от соответствующего предложения, руководитель предприятия вправе принять решение об увольнении работника в соответствии с действующим законодательством.
5.4.Сроки принятия решений по результатам аттестации.
5.4.1.Решения, предусмотренные п. 5.3. настоящего положения, принимаются руководителем предприятия не позднее чем через два месяца со дня аттестации работника.
5.4.2.По истечении указанного срока уменьшение работнику надбавки за особые условия работы (сложность, напряженность, специальный режим работы), перевод его на другую должность или увольнение по результатам данной аттестации не допускаются.
5.4.3.Время болезни и отпуска работника в двухмесячный срок не засчитывается.
5.5.Порядок рассмотрения трудовых споров. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
5.6.Подведение итогов аттестации. Аттестационная комиссия (комиссии) готовит итоговый отчет по установленной форме. После проведения аттестации работников издается распоряжение (или иной акт) предприятия, в котором рассматриваются результаты аттестации, утверждается план мероприятий, направленных на улучшение эффективности работы основных категорий персонала организации, выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, предложений работников, поступивших в ходе аттестации.
Приложение 1
К Положению об аттестации работников ООО ТФ «Втормет»
Отзыв на аттестуемого
непосредственного руководителя ______________________________________________ _______________________________________________________ (должность, ФИО) о деловых качествах и квалификации аттестуемого работника:
_____________________________________ _____________
(ФИО)
__________________________________ «___» _____________ _________ г.
(занимаемая должность на момент проведения аттестации); (дата назначения на должность)
1. _______________________ аттестуемый работает под моим непосредственным
(период времени)
руководством.
2. За это время аттестуемый проявил себя как ________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________
3. Профессиональные знания и опыт аттестуемого (подчеркнуть нужное)
а) соответствуют требованиям работы;
б) превышают требования работы;
в) ниже требований, предъявляемых работой.
4. Особенности отношения аттестуемого к работе (ответственность, инициативность, пассивность, соблюдение субординации и др.):
а) способствующие успешному выполнению работы:
б) препятствующие успешному выполнению работы:
5. Потребность в обучении, повышении квалификации (получение каких знаний, развитие каких навыков позволит аттестуемому работать более эффективно):
6. Профессиональные достижения аттестуемого, которые могут быть отмечены особо:
7. Возможность продвижения по службе (при каких условиях, на какую должность, в какие сроки):
8. Замечания и пожелания (что поможет аттестуемому работать более эффективно:
9. Вывод о соответствии замещаемой должности(полностью соответствует; соответствует; в основном соответствует; не полностью соответствует; не соответствует):
Руководитель аттестуемого : ______________________(подпись)
Дата : __________ 2007 г.
|
|
|
Жанна[e-mail скрыт] Российская Федерация
|
|
людмила писал(а): Ещё возникли вопросы: Нужно ли вести протокол и нужны ли характеристики на атестуемых?
прочитайте внимательно ссылки по аттестации (см. чуть выше), там все написано |
|
|
людмила[e-mail скрыт] Российская Федерация, Кострома
|
|
Девчонки, я конечно понимаю, что всех уже достала со своей аттестацией, но без вас мне не справиться. У меня уже мозги кипят , третий день ни чем кроме этой байды не занимаюсь
Посмотрите пожалуйста, так ли я всё делаю:
1. Составила положение об аттестации.
2. Приказ о проведении аттестации и утверждении комиссии.
3. Приготовила аттестационные листы, характеристики и протокол.
Осталось подготовить вопросы или тесты. И приказ об итогах аттестации.
Загвоздка у меня в приказе об увольнении по итогам аттестации.
Сама уже запуталась. Помогите, кто чем может |
|
|
|
Жанна[e-mail скрыт] Российская Федерация
|
|
Не забудьте уведомить сотрудников о проведении аттестации. Не торопитесь с приказом об увольнении, сначала проведите аттестацию. Если должностные обязанности сотрудника толком не прописаны ни в договоре, ни в инструкции, то никакая аттестация не поможет с ним расстаться. Любой суд признает увольнение в подобной ситуации незаконным, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности.
|
|
|
людмила[e-mail скрыт] Российская Федерация, Кострома
|
|
Жанна писал(а): Не торопитесь с приказом об увольнении, сначала проведите аттестацию.
Жанна, просто всё дело в том, что эту аттестацию и проводят только для того чтобы уволить одного из сотрудников. |
|
|
|
Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться. |
|