|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?
|
Уведомлять ли налоговую инспекцию о «безвизовых» иностранцах? Судебная практикаСтатья была опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7 (73) июль 2011.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
В данной статье мы попробуем разобраться в вопросе о необходимости уведомления работодателем (заказчиком работ, услуг) налогового органа о приеме на работу «безвизовых» иностранцев с учетом новейшей судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА Напомним, что согласно подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ[1] работодатель (заказчик работ или услуг), пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший новый трудовой договор (или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг) с иностранным работником, обязан в десятидневный срок уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Неоднозначность данной нормы состоит в том, что из ее содержания весьма сложно понять, на каких именно работодателей она распространяется: только на использующих труд иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы (далее — «визовые» иностранцы), или же еще и на тех, которые принимают на работу иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (далее — «безвизовые» иностранцы). Единая практика по применению рассматриваемой нормы до настоящего времени не сформировалась. В итоге работодатели, заключающие трудовые (или гражданско-правовые) договоры с «безвизовыми» иностранцами, рискуют столкнуться с тем, что у них неожиданно возникнут проблемы с контролирующими органами, которые поставят им в вину неисполнение или ненадлежащее исполнение требований миграционного законодательства.
Неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом административная ответственность наступает у работодателей в отношении каждого неправомерно привлеченного ими к труду иностранца в отдельности (примечание 2 к ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА И ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА Внести ясность в решение проблемы обязательности уведомления налоговых органов о приеме на работу «безвизовых» иностранцев, обеспечив тем самым единство правоприменительной практики, казалось бы, призваны суды. Однако складывающаяся в настоящее время судебная практика по данному вопросу свидетельствует об обратном, поскольку точки зрения двух высших судебных инстанций России — Верховного Суда РФ (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) — на сегодняшний день являются диаметрально противоположными. Первым к рассматриваемой нами проблеме обратился Президиум ВС РФ.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Анализируя п. 4.1 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ, а также ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Президиум ВС РФ пришел к следующим выводам: 1) работодатель (заказчик работ (услуг)) обязан уведомить налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию; 2) действия работодателя, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009) (ответ на вопрос № 8)
Позднее эта точка зрения была поддержана не только судами общей юрисдикции, но и контролирующими органами, а также использовалась в арбитражной практике.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА При рассмотрении в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде одного из дел по поводу привлечения работодателя к административной ответственности за неуведомление налогового органа о заключении трудового договора с гражданином Украины представитель территориального органа ФМС России прямо ссылался на «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009) (ответ на вопрос № 8). В итоге апелляционная инстанция поддержала позицию контролирующего органа, указав, что из содержания подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию. Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 № 15АП-8985/2009
В свою очередь, анализируя те же самые нормы Федерального закона № 115-ФЗ и КоАП РФ, Президиум ВАС РФ пришел к совершенно иному выводу.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В Постановлении Президиума ВАС РФ суд указал следующее. Согласно подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании такого работника. Как следует из данного положения, Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ, приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины обязанность получения приглашения для въезда в Российскую Федерацию не установлена, упомянутое положение подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ, предусматривающее обязанность заказчика работ уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежало применению. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 № 11773/09 по делу № А53-21580/2008-С4-45
Следовательно, по мнению Президиума ВАС РФ, работодатели, заключившие трудовые (гражданско-правовые) договоры с «безвизовыми» иностранцами, обязаны уведомлять об этом налоговые органы по месту своей регистрации лишь тогда, когда в силу требований федерального закона или международного договора Российской Федерации «безвизовый» иностранец вправе въехать в нашу страну по специальному документу — приглашению на въезд в Российскую Федерацию. Во всех остальных случаях обязанность по уведомлению налогового органа у таких работодателей не возникает. Очевидно, что позиция Президиума ВАС РФ неизбежно приведет к корректировке арбитражной практики, и нижестоящие арбитражные суды будут придерживаться точки зрения, высказанной ВАС РФ, об отсутствии у работодателей обязанности по уведомлению налоговых органов о привлечении к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев. Однако такая практика будет складываться вразрез с практикой судов общей юрисдикции, формируемой под влиянием и контролем ВС РФ. В итоге российская судебная практика продолжит демонстрировать полную неразбериху в данном вопросе. А что же законодатель?
МОЛЧАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ С 1 июля 2010 г.[2] и с 15 февраля 2011 г.[3] вступили в силу очередные масштабные поправки в миграционное законодательство. Однако никаких изменений в рассматриваемую нами норму об уведомлениях налоговых органов эти поправки не внесли, хотя на рассмотрении в Государственной Думе РФ находился законопроект, касающийся установления обязанности работодателей, привлекающих на работу «безвизовых» иностранцев, уведомлять об этом налоговые органы[4]. Получается, что законодатель так и не посчитал нужным внести ясность в данную проблему. Упомянутый законопроект даже не прошел в Государственной Думе РФ ни одного чтения. В такой ситуации решение проблемы видится нам в безотлагательном издании совместного постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ, разъясняющего особенности применения норм Федерального закона № 115-ФЗ. Ну а пока, в связи с отсутствием единообразного подхода у судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассматриваемому вопросу и до появления совместного постановления Пленума, работодателям целесообразно всетаки уведомлять налоговые органы о привлечении к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев в целях избежания споров с территориальными органами ФНС России и необходимости доказывать свою правоту в суде. Ведь заранее никогда не известно, в каком именно суде эту правоту придется доказывать — в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ рекомендована для использования работодателями при представлении в налоговые органы примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников.
И. Г. Умяров, юрист [1] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.04.2011). [2] Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [3] Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [4] Проект Федерального закона № 445158-4 «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” в части уточнения правил пребывания (проживания) в Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства». |
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |