Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
economist-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Кадровые решения»

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?




Новый порядок проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций

Статья была опубликована в журнале «Кадровые решения» № 10 (112) октябрь 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Трудовое законодательство предусматривает проведение аттестации работника в целях установления его соответствия (несоответствия) занимаемой должности (выполняемой работе)[1]. Порядок проведения аттестации устанавливается нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо действующими у работодателя локальными нормативными актами. В таких нормативных актах отражаются особенности проведения аттестации работников с учетом специфики трудовой деятельности и условий ее осуществления. Последнее в полной мере относится и к аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности и в целях установления им квалификационной категории. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее — Приказ № 276) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок), который определяет общие требования к проведению аттестации, а также особенности ее проведения для целей подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности и для целей установления педагогическому работнику квалификационной категории.

Действие Порядка распространяется на проведение аттестации педагогических работников, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей руководителей и педагогических работников образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08. 2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (абзац 2 п.1 раздела 1 Порядка).

Согласно п. 3 раздела 1 Порядка основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основные принципы проведения аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации (п. 4, раздел I Порядка).

 

Обратите внимание!
Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности является для последнего обязательной и проводится, за некоторым исключениями, каждые пять лет, а аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории,  напротив, проводится по желанию соответствующего работника (см. чч. 1–2 ст. 49 Федерального закона № 273, п. 5 раздела II и п. 24 раздела III Порядка).

 

В целях подтверждения соответствия занимаемой должности аттестацию не проходят следующие педагогические работники (п. 22 раздела II Порядка):

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Примечание:
Проведение аттестации педагогических работников, предусмотренных подпунктами “г” и “д”, допускается не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом “е”, допускается не ранее чем через год после их выхода на работу.

 

Кстати
Действующими у работодателя локальными нормативными актами могут быть определены иные категории педагогических работников, проведение аттестации которых организуется в сроки, отличающиеся от предусмотренных Приказом № 276,например, лица, находящиеся в отпуске в связи с усыновлением ребенка ( ст. 257 ТК РФ), лица, находящиеся в длительном отпуске (подп. 4 п. 5 ст. 47 Федерального Закона № 273), и т. п.

 

Особенности аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности

Для проведения аттестации в образовательной организации формируется специальная аттестационная комиссия. О ее формировании работодателем издается приказ (распоряжение), которым утверждается персональный состав аттестационной комиссии: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии) и, если необходимо, положение о комиссии, регламент работы комиссии и т. п.

 

Также Работодатель издает соответствующий приказ (распоряжение) о проведении аттестации которым определяет персональный состав педагогических работников, подлежащих аттестации, график аттестации, при необходимости, иные вопросы по организации аттестационных мероприятий.

Не менее чем за 30 дней до даты, предусмотренной графиком аттестации, каждый педагогический работник, подлежащий аттестации, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под роспись. На каждого педагогического работника, работодатель заблаговременно вносит в аттестационную комиссию представление, содержащее сведения о педагогическом работнике:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором (п. 11, раздела II Порядка).

Не позднее чем за 30 дней до запланированной даты проведения аттестации работодатель обязан познакомить педагогического работника с представлением под роспись. После ознакомления с представлением педагогический работник по своему желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу) (п. 12 раздела II Порядка). В случае отказа работника от ознакомления с представлением работодателем в присутствии не менее двух лиц составляется и подписывается соответствующий акт.

Основной формой проведения аттестации является заседание аттестационной комиссии, которое считается правомочным в случае присутствия не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии. Педагогический работник, подлежащий аттестации, должен присутствовать на заседании. В случае отсутствия по уважительной причине (должна быть документально подтверждена и отражена в протоколе заседания) его аттестация переносится на другую дату, а в график вносятся изменения, с которыми работник должен быть ознакомлен не менее чем за 30 календарных дней до даты новой аттестации. В случае неявки педагогического работника без уважительной причины аттестационная комиссия организации вправе провести аттестацию в его отсутствие.

В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представление и (при наличии) дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность аттестуемого.

Если это предусмотрено регламентом аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии обмениваются мнениями, задают вопросы как друг другу, так и аттестуемому педагогическому работнику, при необходимости — вносят мотивированные предложения о рассмотрении дополнительных сведений и т. д.

По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием в протоколе заседания должности аттестуемого педагогического работника):

  • соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
  • не соответствует занимаемой должности.

«Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре» (п. 16 раздела II Порядка).

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя. Согласно п. 20 раздела II Порядка на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

 

Обратите внимание!
Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21 раздела II Порядка).

 

Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме (п. 23 раздела II Порядка).

 

Особенности аттестации, проводимой в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории также проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Но в данном случае комиссия формируется не работодателем (образовательной организацией), а федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Все зависит от того, в чьем ведении находятся соответствующие образовательные организации (п. 25 раздела III Порядка). Принципы формирования аттестационных комиссий практически идентичны тем, что и при проведении аттестаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. В данном случае еще определяются условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (п. 26 раздела III Порядка).

Как отмечалось, данный вид аттестации носит заявительный характер — она проводится на основании письменного заявления педагогического работника, претендующего на присвоение квалификационной категории, которое подается непосредственно в уполномоченную аттестационную комиссию. Работник также может направить заявление обыкновенной почтой (письмо с уведомлением о вручении) или посредством электронной почты (с уведомлением в форме электронного документа). В заявлении указываются квалификационные категории и должности, по которым педагогический работник желает пройти аттестацию (пп. 27, 28 раздел III Порядка).

«Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются уполномоченными аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации» (пп. 30 – 32 раздела III порядка).

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией не может превышать 60 календарных дней (п. 33 раздела III Порядка).

В свете рассматриваемой темы обратим внимание на базовые критерии установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационных категорий (пп. 36, 37 раздела III Порядка).

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Содержание процедуры аттестации и процесса заседания аттестационной комиссии в данном случае такие же, как при проведении аттестаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Согласно п. 35 раздела III Порядка, аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории может проводиться как в присутствии аттестуемого, так и без него независимо от причин отсутствия.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы (согласно критериям установления соответствующей категории) при условии, что их профессиональная деятельность фактически связана с соответствующими направлениями работы (п. 38, раздела III Порядка).

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием должности аттестуемого педагогического работника):

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Завершающий этап проведения аттестации (вплоть до возможности обжалования аттестуемым ее результатов) такой же, как в случае проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

 

Правда, в отличие от первого вида аттестации, в данном случае результаты аттестации предаются гласности: «на основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет» (п. 44 раздела III Порядка).

 



[1] Часть 2 и п. 3 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

 

М. Ю. Рогожин, эксперт

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.