Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
economist-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Кадровые решения»

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?




Регулирование в Российской Федерации деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частными агентствами занятости

Статья была опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6 (108) июнь 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов заемного труда или другими способами; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), подготовленный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. К. Исаевым, М. В. Тарасенко, В. Я. Комиссаровым, Ю. А. Песковской, И. А. Яровой, М. Л. Шаккумом.

 

Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013; далее — Закон РФ № 1032-1), в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 28.12.2013), Налоговый Кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014; далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона Закон РФ № 1032-1  дополнен ст. 18.1, которой урегулирован механизм осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)  частными агентствами занятости — юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, прошедшими аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В этой связи Минтрудом России  совместно с федеральными органами исполнительной власти будет подготовлено постановление Правительства Российской Федерации.

Порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)  будет включать в себя, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости (п. 5 ст. 18.1 Федерального закона № 116-ФЗ).

Федеральным законом определено, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) также вправе другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

  • юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
  • юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
  • юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Статьей 3 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что порядок регулирования труда работников, направляемых на работу  к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) работодателями, не являющимися частными агентствами занятости, устанавливается Федеральным законом, который будет подготовлен Минэкономразвития России в установленном порядке.

До принятия соответствующего Федерального закона применяются действующие нормы, не запрещающие использование договоров о предоставлении персонала.

Также Федеральным законом введено понятие осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) как направление временно работодателем (далее — направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников (далее — принимающая сторона), для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

Договор о предоставлении труда работников (персонала) является документом, по которому исполнитель  временно направляет своих работников с их согласия к заказчику для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по представлению труда работников (персонала) и использовать труд  направленных к нему  работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками  с исполнителем.

При этом определено, что должен включать в себя порядок аккредитации частных агентств занятости, требования к аккредитации, случаи запрета направления работников для работы у принимающей стороны по договору предоставления труда работников (персонала).

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 12.03.2014).

Особенности регулирования труда работников, направленных для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

Трудовой кодекс РФ дополнен (ст. 5 Федерального закона № 116-ФЗ):

  • статьей 56.1, запрещающей заемный труд, кроме того, определено понятие заемного труда (труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника);
  • главой 53.1, которой определены особенности регулирования труда работников, направляемых работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда  работников (персонала) (ст. 341.1, 341.2, 341.4, 341.5). Так, с.  341.3 определено, что особенности регулирования труда работников, направляемых к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ особенности въезда, пребывания, осуществления миграционного учета и трудовой деятельности иностранных граждан, направляемых работодателем по договору о представлении труда работников (персонала) в соответствии с гл. 53 ТК РФ в редакции законопроекта, устанавливаются Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 20.04.2014), Федеральным законом № 115-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013).

Федеральный закон № 116-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

Т. В. Маленко, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.