|
педагогический стаж
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
натальяvesna nata@inbox.ru Российская Федерация, Красноярск
|
|
разъясните как зачисляется педагогический стаж |
|
|
Юленька[e-mail скрыт] Россия, Челябинская область
|
|
Свиток Педагогический стаж
Педагогический стаж является видом специального трудового стажа работника. Он представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности в образовательных учреждениях (ОУ) на должностях, связанных с учебным процессом. Трудовое законодательство с данным видом стажа связывает возможность назначения педагогическому работнику не только трудовой пенсии по старости, но и определение размера заработной платы, и предоставление длительного отпуска сроком до одного года. Педагогический стаж имеет определённое значение при оформлении на работу в ОУ и прохождении аттестации на квалификационную категорию, а также при осуществлении процедуры представления к государственным наградам.
В нормативных правовых актах данный стаж именуется как стаж педагогической работы, или – более узко – стаж преподавательской деятельности.
К такому стажу относят не всю педагогическую деятельность работников, а только те периоды, когда работник выполнял должностные обязанности, соответствующие Спискам профессий, должностей, специальностей в образовательных и иных учреждениях. Если же наименование должности или учреждения, в которых работает педагог, не включены в эти Списки, то такой период не засчитывается в стаж педагогической деятельности.
Различают несколько видов педагогического стажа в зависимости от цели его назначения. Особенность определения периодов трудовой деятельности как педагогической определяется также Порядками исчисления стажа, которые устанавливает Правительство РФ. Так, например, в некоторых случаях учёба в педагогических учебных заведениях, служба в Вооружённых Силах СССР и РФ засчитывается как педагогический стаж, но только в определённом сочетании периодов трудовой деятельности.
Особенностью определения стажа педагогической деятельности является и то, что вводимые правительством РФ ограничения по зачёту периодов работы педагогов могут меняться с принятием новых нормативных правовых актов.
Педагогический стаж наряду с наличием специального образования и квалификационной категорией является существенным условием при заключении трудового договора педагога. Важным моментом здесь следует считать порядок исчисления периодов трудовой деятельности, которые могут быть отнесены к стажу педагогической работы для установления разряда оплаты труда.
Согласно письму [1] Минобрнауки РФ № АФ–97 от 26.10.2004 основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтверждённый записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скреплённых печатью и выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учёта личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании ОУ, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы. В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся ОУ, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.
Помимо этого постановление Минтруда России от 24.06.1994 № 50 [2] определяет, что в случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) трудовой стаж работников устанавливается Комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в конкретном учреждении осуществляется на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзного билета, учётной карточки члена профсоюза, расчётной книжки и т.д.), а в случае отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе.
Влияние стажа педагогической работы существенно сказывается на росте заработной платы педагога. В этом случае порядок зачёта в педагогический стаж определяется в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ, изложенными в письме данного ведомства от 26.10.2004 № АФ-97.
Любопытно, что данный документ учитывает особые периоды деятельности работника, когда он реально не выполнял педагогическую работу, но формально остаётся работником данной системы. Так, в стаж педагогической работы учитывается время работы в других учреждениях (организациях) [3] , службы в Вооружённых Силах СССР и РФ, время обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с условиями, предусмотренными порядком определения стажа педагогической работы (раздел 9), представленном в данном документе.
Так, педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается следующие периоды времени:
Безо всяких условий и ограничений:
– время нахождения на военной службе по контракту из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы;
– время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста фильмотеки.
При условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:
– время службы в Вооруженных Силах СССР и РФ на должностях офицерского, сержантского, старшинского составов, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, предусмотренных в пункте 1.1;
– время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских и других должностях специалистов в аппаратах территориальных организаций (комитетах, советах) профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей школы и научных учреждений); на выборных должностях в профсоюзных органах; на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях детского фонда; в должности директора (заведующего) дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупреждению правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиции) органов внутренних дел;
– время обучения (очная форма) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Для ниже указанных категорий педагогических работников помимо периодов, предусмотренных п. 1 и 2 настоящего Порядка, засчитывается время работы в организациях и время службы в Вооружённых Силах СССР и РФ по специальности (профессии), соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):
– преподаватели-организаторы (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
– учителя и преподаватели физвоспитания, руководители физического воспитания, инструкторы по физкультуре, инструкторы-методисты (старшие инструкторы-методисты), тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели);
– учителя, преподаватели трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углублённым изучением отдельных предметов;
– мастера производственного обучения;
– педагоги дополнительного образования;
– педагогические работники экспериментальных образовательных учреждений;
– педагоги-психологи;
– методисты;
– педагогические работники учреждений среднего профессионального образования (отделений) культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;
– преподаватели учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т.ч. музыкальных и художественных); преподаватели специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподаватели музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителя музыки, музыкальные руководители, концертмейстеры.
Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в ОУ, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если её объём (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 ч в учебном году. При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.
Главное, на что следует обратить внимание: право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооружённых Силах СССР и РФ профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю ОУ по согласованию с профсоюзным органом.
Особенностью педагогического стажа является и порядок его исчисления для присвоения квалификационной категории. Так, письмо Минобразования РФ от 29.03.2001 [4] определяет, что согласно «Требованиям к квалификации по разрядам оплаты труда» установление разрядов ЕТС по итогам аттестации работников могут устанавливаться в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определённых должностях и учреждениях.
Педагогический стаж помимо размера заработной платы может повлиять и на возможность получения педагогом длительного отпуска сроком до одного года. Стаж, необходимый для реализации данного права, называется стажем непрерывной преподавательской работы. Именно такой стаж даёт право педагогу на указанный отпуск. К нему относят время работы в государственных, муниципальных ОУ и негосударственных ОУ, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных Перечнем должностей, согласно приказу [5] Минобразования России от 7.12.2000.
В указанный стаж, дающий право на длительный отпуск, засчитывается:
– фактически отработанное время;
– время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в т.ч. время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);
– время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;
– время, когда педагогический работник фактически не работал, но получал пособие по государственному социальному страхованию за исключением времени, когда он находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
Педагогический стаж является основным условием предоставления трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В этом случае действует несколько иной порядок исчисления стажа педагогической деятельности. Этот порядок определяется федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 28) и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 [6] , в котором приводится Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Следует отметить, что согласно правилам [7] исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, никаких ограничений в подсчёте педагогического стажа не существует для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ.
А вот для других категорий работников действует иной порядок. Периоды работы, выполнявшейся ими до 1 сентября 2000 г., засчитываются в педагогический стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2002 г., периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
В июне 2004 г. Конституционный суд РФ [8] рассмотрел жалобы 38 граждан и запросы 6 судов, и вынес постановление, которое теперь позволяет распространить право досрочного предоставления трудовой пенсии по старости на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не являющихся государственными или муниципальными.
При анализе собственного трудового пути и отнесения тех или иных периодов трудовой деятельности к педагогическому стажу, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, педагогическому работнику следует помнить, что в такой стаж не засчитываются следующие периоды:
– время нахождения педагогического работника в длительном отпуске сроком до одного года;
– время нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г. (см. постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П);
– время работы в должностях и учреждениях, не включённых в Список должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, старший пионервожатый или преподаватель по подготовке водителей в спортклубе ДОСААФ);
– время деятельности работника, не связанной с учебным процессом в учреждениях для детей (например, служба в Вооружённых Силах СССР и РФ).
Заметим также, что пенсионный фонд, куда обращается педагогический работник, порой отказывает ему в зачёте периодов работы в учреждениях для детей, если в упомянутом Списке наименования должностей не совпадают с записями в трудовой книжке. В этом случае следует руководствоваться уже принятыми постановлениями Минтруда России [9] в отношении тождественности должностей, а если документ о тождественности должностей отсутствует, то обращаться в суд.
При этом в Пенсионном фонде, куда обратился работник, следует получить письменный отказ в зачёте определённых периодов трудовой деятельности в педагогический стаж. С этим документом работнику следует обратиться в суд: либо о назначении пенсии с момента отказа, данного Пенсионным фондом, либо о внесении в установленном порядке изменения в соответствующую запись в трудовой книжке, если администрация учреждения отказывает в выполнении данной процедуры. Дополнительные разъяснения по спорным вопросам о назначении пенсии можно получить в Минтруде РФ.
Литература
1. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-97 от 26.10.2004 «О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году». – Вестник образования, 2005, № 2.
2. Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций». – «Российские вести» от 28.07.1994, № 50.
3. Под организацией понимаются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и подчинённости.
4. Письмо Минобразования России от 29.03.2001 «Об оплате труда работников учреждений образования (вместе с «Временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)». Документ не был опубликован СПС «Консультант Плюс».
5. Приказ Минобразования России от 7.12.2000 № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до 1 года». – «Российская газета» от 13.03.2001, № 50-51.
6. «Российская газета» от 06.11.2002, № 212.
7. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. – «Российская газета» от 06.11.2002, № 212.
8. Постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов г. Липецка, а также жалобами ряда граждан. – «Российская газета» от 15.06.2004, № 124.
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений “Школа-лицей”, “Школа-гимназия” наименованиям учреждений “Лицей”, “Гимназия”»; постановление Минтруда РФ от 23.06.2003 № 39 «Об установлении тождества наименования должности “музыкальный работник” наименованию должности “музыкальный руководитель”»; постановление Минтруда РФ от 25.07.2003 № 57 «Об установлении тождества наименования учреждения “Экспериментальная детская школа искусств” наименованию учреждения “Детская школа искусств”, в том числе по виду (видам) искусств»; постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат” и “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа”»; постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 68 «Об установлении тождества наименования должности “преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности” наименованию должности “военный руководитель”».
_________________
|
|
|
Я не умная, я опытная.Была бы умной-не была бы такой опытной.
|
Касси[e-mail скрыт] Российская Федерация
|
|
Добрый день. Скажите, пожалуйста, какую дату ставить во втором столбике трудовой книжки педагога, если аттестация была 11 октября, а приказ от 18 октября? |
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
В силу вступает после приказа высшего органа, поэтому делайте вывод!! |
|
|
|
Avg[e-mail скрыт] Российская Федерация, Нижний Новгород
|
|
я ставлю во втором столбце дату 11 октября а в графе основание: дату и номер приказа, и не важно что они не совпадают. У нас так требует Минобр области. и когда пишем свой приказ о присвоении категории с перерасчетом з/платы, то указываем перерасчет с даты аттестации. |
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
У меня вот недавно приказ пришел о присвоении категории, приказ от 29.11.10г. а аттестация с 25.11, соответственно 25.11.10. встало у меня во вторую графу. |
|
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
Цитата: то указываем перерасчет с даты аттестации.
Солидарна!!! |
|
|
|
татьяна[e-mail скрыт] Российская Федерация, Петропавловск-Камчатский
|
|
Касандра, я тоже ставлю дату аттестации, а в основании номер приказа. Даже в приказе фиксируется, что такого-то числа прсвоена такая-то категория. |
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
Вижу тут мои коллеги!
Смотрите девочки,была учитель с высшей категорией, перевели замом, автоматом первая.
На неё пришел приказ о присвоении первой, написала сделать перерасчет з/п, бух чето не в понятках.
Почему? |
|
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
татьяна писал(а): Касандра, я тоже ставлю дату аттестации, а в основании номер приказа. Даже в приказе фиксируется, что такого-то числа прсвоена такая-то категория.
А иначе то как, не с потолка же брать дату... |
|
|
|
Касси[e-mail скрыт] Российская Федерация
|
|
У меня есть такое письмо Минобразования и профсоюза работников народного образования от 15.08.2000. Там сказано, что во втором столбике пишется дата решения аттестационной комиссии. Это значит приказ? А может решение было принято в день аттестации? |
|
|
Касси[e-mail скрыт] Российская Федерация
|
|
В наших приказах (т.е. присылаемых нам) НЕТ даты, с какой присваивается категория. |
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
Приказ пишется одним числом.
Решение аттестационной комиссии (их протокол за № и от какого числа) и есть дата аттестации, черным по белому же написано с такого то по такое то действие присвоенной категории. |
|
|
|
Олькаolga-alimkhanova@mail.ru Российская Федерация, Курган
|
|
Касандра писал(а): В наших приказах (т.е. присылаемых нам) НЕТ даты, с какой присваивается категория.
Они че с дуба рухнули, ну дают гари)))
Бедные, сиди и думай. |
|
|
|
Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться. |
|