|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?
|
Архив исчез: что делать? Восстанавливаем кадровую документациюСтатья была опубликована в журнале «Кадровые решения» № 12 декабрь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. ЧТО ОТНОСЯТ К КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИКаждой организации важно иметь полный пакет кадровой документации. Однако в законодательстве нет определения понятия «кадровые документы», также не установлен единый перечень таких документов. Отчасти нас выручает Трудовой кодекс РФ и документы по организации архивной работы. Например, в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения[1] кадровые документы обозначены в разделах 7 «Трудовые отношения» и 8 «Кадровое обеспечение», а в Методических рекомендациях по работе с документами по личному составу в государственных и муниципальных архивах, архивах организаций[2] — в разделе 1.1 «Классификация документов по личному составу». Исходя из этого, можно структурировать документы по личному составу следующим образом (схема). В любой организации обязательно должен быть определенный список документов. Этого требуют Трудовой кодекс, профильное законодательство, а также практика кадрового делопроизводства. Приведем примерный перечень кадровых документов: • коллективный договор (ч. 1 ст. 8 ТК РФ, ст. 9 ТК РФ); • штатное расписание (ст. 15, 57 ТК РФ); • ЛНА: - ПВТР (ст. 189 ТК РФ); - положение о персональных данных работников (ст. 86, 87 ТК РФ); - положение об оплате труда и премировании, если этих условий нет в ПВТР (ст. 135 ТК РФ); - перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ); - ЛНА, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ); - должностные инструкции; - положения о структурных подразделениях; • трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним (ст. 16, 56, 57, 67 ТК РФ); • приказы и распоряжения, регулирующие трудовые отношения с работниками; • графики сменности (ст. 103 ТК РФ); • графики работы; • график отпусков (ст. 123 ТК РФ); • табель учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ); • трудовые книжки и книги по их учету (например, ч. 3 ст. 66, ст. 309 ТК РФ, п. 3 разд. I Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей[3] (далее — Правила ведения и хранения трудовых книжек)); • личная карточка работника (п. 12, абз. 3 п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек); • документы, относящиеся к воинскому учету граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 29.05.2019); Положение о воинском учете[4]); • документы, полученные от работников (заявления, справки и т. д.); • уведомления для работников от работодателя (например, о начале отпуска, предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте и т. д); • акт об отказах работника выполнить требования работодателя (например, о непредоставлении объяснений работником по факту дисциплинарного проступка, об отказе с ознакомлением с приказами и т. д.); • документы по охране труда. ТИПОЛОГИЗИРУЕМ УТРАЧЕННУЮ КАДРОВУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮПеречень кадровых документов в той или иной организации может отличаться. Кроме этого, законодательство не регламентирует, например, порядок ведения личных дел, из-за чего невозможно создать универсальный алгоритм восстановления документов, которые были в личных делах работников. В связи с этим каждая организация, утратившая архив, сама определяет, какие именно документы и каким образом следует восстанавливать.
Чтобы упростить процесс восстановления, разделим кадровую документацию на два типа: 1) по источнику документов: • документы из внешних источников; • документы, созданные в организации; 2) по принадлежности документов: • документы работников, работающих в организации на момент восстановления документации; • документы работников, уволенных из организации. В целом, процедура восстановления похожа на сбор досье на контрагента. Единственная разница в том, что основным источником сбора информации, копий справок и других документов будет работник. Информацию, полученную от третьих лиц, лучше не собирать, так как существуют ограничения, связанные с защитой персональных данных (ст. 88 ТК РФ). [1] Утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 (в ред. от 16.02.2016). [2] Разработаны ВНИИДАД. [3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (в ред. от 25.03.2013). [4] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (в ред. от 16.03.2019). |
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |