Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
buhgalter-info.ru
economist-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Кадровые решения»

Голосование:

Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?




Выйти за обычные рамки

Статья была опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 10 октябрь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Обратное наставничество появилось двадцать лет назад, когда Джек Уэлч, в то время генеральный директор General Electric, заявил буквально следующее: «Мы перевернули организацию с ног на голову».

Что же такое «обратное наставничество»? Обычное наставничество — это когда умудренный опытом старший коллега берет «сырого» молодого сотрудника под свое крыло. В обратном наставничестве под крыло берут старшего коллегу. Смысл в том, чтобы дать старшему поколению, которое привыкло чувствовать себя мудрыми мастерами в своих областях, уверенность, которая необходима для работы с новейшими и наиболее популярными технологиями.

Бытует мнение, что чем дольше вы работаете в организации, тем больше вы знаете и тем меньше вам нужно учиться. Тем не менее молодые сотрудники, которые только выходят на работу, часто имеют такие навыки и опыт, которые крайне необходимы организации.

Компании теперь начинают понимать, что обучение «сверху вниз» не всегда уместно, особенно когда речь идет о социальных сетях и использовании технологий, и в результате появляются программы обратного наставничества. Это дает возможность младшим членам команды поделиться современными навыками и знаниями.

Давайте рассмотрим плюсы обратного наставничества.

  • Более молодые сотрудники, так называемые миллениалы, чувствуют себя востребованными.
  • Молодые наставники могут получить важные лидерские навыки.
  • Обратное наставничество позволяет опытным сотрудникам дольше оставаться в курсе новейших технологий без необходимости более формального обучения.
  • Растет взаимопонимание в команде.
  • Обе стороны могут узнать больше о точке зрения другого человека, который может быть другого поколения.
  • Обе стороны могут обрести уверенность в себе.
  • Наставничество в отношениях может способствовать лучшему общению и сотрудничеству в повседневных взаимодействиях.

Однако даже при всех вышеперечисленных преимуществах обратное наставничество может нести некоторые риски. Одним из самых важных является то, что наставничество нельзя навязывать кому бы то ни было.

Обратное наставничество для нашей компании — не пустой звук.

Компания является лидером среди агентств, предоставляющих услуги переводов на 124 языка; специализируется на разработке обучающих курсов иностранным языкам, в частности, для одного из наших отделов (отдела контроля качества переводов). Так уж сложилось, что менеджер контроля качества переводов — это лингвист-переводчик с огромным стажем работы и высоким уровнем владения несколькими иностранными языками. Задача такого специалиста — оценить работу переводчика, редактора и корректора, поэтому для выполнения данной задачи мы привлекаем преподавателей лингвистических университетов и редакторов-переводчиков со стажем работы 25–30 лет.

Таким людям зачастую очень сложно пользоваться современными программами, облегчающими работу редактора и переводчика (CAT-программы, Trados, Memsourse, X-Bench, Verifika). Именно в таких случаях мы прибегаем к обратному наставничеству, когда более молодые менеджеры помогают освоить весь арсенал новейших технологических разработок в сфере переводов.

Поделюсь лайфхаками, которые необходимы при обратном наставничестве.

1. Необходимо подобрать правильную пару наставника и ученика, ведь для эффективных отношений нужна химия между обоими участниками.

2. Нужно установить четкие цели и ожидания. Вы должны заранее обсудить ожидания от отношений с партнером-наставником. Убедитесь, что вы оба преданы делу и ваши цели совпадают. Какие конкретные навыки вы хотите освоить? Какими знаниями, навыками и опытом вы можете поделиться?

3. Работа над навыками коммуникации — необходимый элемент системы обратного наставничества, поскольку общаться с кем-то из другого поколения непросто. Например, молодые люди могут чувствовать себя более комфортно, общаясь с другими по электронной почте или с помощью мгновенных сообщений, в то время как их старшие коллеги могут предпочесть поговорить по телефону или встретиться лично. Поэтому убедитесь, что вы чувствительны к коммуникационным предпочтениям и потребностям другого человека.

4. Будьте тактичными и терпеливыми. И вы, и ваш партнер по обратному наставничеству должны быть открыты для обучения друг у друга. Не расстраивайтесь, если ваш партнер не понимает навыков, которыми вы пытаетесь поделиться. Вместо этого тактично общайтесь и дайте обнадеживающие отзывы, которые не умаляют его знаний. Используйте конструктивную обратную связь, чтобы помочь ему понять вашу точку зрения.

5. Измерьте свой прогресс, чтобы убедиться, что вы оба довольны отношениями и получаете необходимую информацию. Однако если желаемого прогресса нет, запланируйте мозговой штурм и обсудите новые способы достижения ваших целей.

В большинстве случаев начинающие сотрудники более чем рады предложить свой опыт. Они заряжают своим энтузиазмом всю компанию.

Таким образом, обратное наставничество заставляет всех сотрудников выйти за обычные рамки и посмотреть, как они думают, работают и учатся.

Компании все чаще используют эту стратегию для преодоления разрыва между поколениями и стимулирования инноваций и роста бизнеса.

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.